АТК
ЗАКОН

1 ноября. К чему готовиться?

1 ноября 2019 года в тахографической сфере становится знаковой датой
Именно с 1 ноября, согласно новой редакции 196-ФЗ, физические лица, эксплуатирующие автобусы и ТС, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5т, обязаны иметь на борту тахограф и соблюдать нормы времени управления ТС и отдыха.
С 1 ноября ожидается вступление в силу новых редакций приказов Минтранса 36 и 273, измененных с учетом требований к физическим лицам, но пока еще даже не опубликованных.
С 1 ноября планируется введение в ПДД самих норм времени управления ТС и отдыха, которыми смогут руководствоваться частные лица и которые, опять же, пока не приняли вид официального документа.
С 1 ноября существенно меняется статья 11.23 КоАП. В частности, появляется ответственность у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц как за отсутствие тахографа и нарушение требований к использованию тахографа, так и за нарушение режима труда и отдыха в части, касающейся времени управления ТС.
Меняются и некоторые другие статьи КоАП, по которым ранее можно было привлечь за нарушения в сфере тахографического контроля, в зависимости от точки зрения инспектора. Теперь выпуск автобуса без тахографа или нарушение водителем автобуса режима труда и отдыха можно будет квалифицировать только по статье 11.23, но не как грубое нарушение лицензионных требований (до 1 ноября именно за грубое нарушение и привлекают по ст 14.1.2 ч4). Статья 11.23 исключается и из нарушений правил обеспечения безопасности перевозок, утв. приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7, которые предусмотрены статьей 12.31.1 ч 6. Кроме того, отсутствие тахографа не будет являться поводом для штрафа по статье 12.31 ч 2, за выпуск на линию ТС, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, или переоборудованного без соответствующего разрешения.

На этой неделе стало понятно, что 1 ноября 2019 становится отправной точкой для еще одного серьезного изменения. Теперь наличие и соответствие тахографов будут проверять при проведении технического осмотра у тех транспортных средств, которые должны быть ими оснащены, согласно требованиям законодательства.

Технический осмотр в целом регулируется Федеральным законом №170 от 01.07.2011. В нем, помимо прочего, установлена периодичность проведения технического осмотра. Транспорт, подпадающий под оснащение тахографами, должен проходить техосмотр с периодичностью раз в полгода и раз в год. Автобусы и переоборудованные под автобусы грузовики, а также ТС для перевозки опасных грузов – 1 раз в 6 месяцев, а грузовые ТС, разрешенная максимальная масса которых выше 3,5 проходят техосмотр раз в год.

Кто проводит, проверяет и контролирует эту сферу? И чем, собственно, грозит невнимание к тахографу при прохождении технического осмотра, начиная с 1 ноября 2019 года?
Техосмотр проводят операторы технического осмотра, которые на каждую категорию ТС получают отдельную область аккредитации у Российского союза автостраховщиков (РСА). РСА проводит и документарную проверку операторов. Но в случае нарушения правил проведения технического осмотра к операторам приходят представители МВД (ГИБДД).

Для операторов предусмотрены отдельные статьи КоАП и довольно серьезные. Например, выдача диагностической карты на ТС при отсутствии факта диагностирования этого ТС или, если выявлено несоответствие ТС обязательным требованиям безопасности, но карта выдана - карается штрафом в размере от 100 000 рублей до 300 000 руб.

С 1 ноября несоответствие ТС требованиям безопасности – это и отсутствие тахографа на борту автомобиля, в случае если тахограф на нем предусмотрен. При этом будет проверятся не только наличие тахографа, но и наличие опломбирования, своевременной настройки, сведений о поверке тахографа во ФГИС АРШИН. На распечатке тахографа должны быть такие данные как VIN и государственный номер автомобиля, номер СКЗИ тахографа и текущие дата и время. В диагностическую карту вводится графа с указанием: марки, модели, и серийного номера тахографа, а также пункт о его наличии и фактической работоспособности. Отсутствие данных сведений даст основание контролирующим структурам признать технический осмотр не пройденным и наложить административные санкции, как на владельца транспорта или его эксплуатанта, так и на оператора технического осмотра, проводившего некачественный осмотр.

Технический осмотр – процедура обязательная для всех владельцев ТС. Прохождение технического осмотра является необходимым условием для получения полиса обязательного автострахования. А отсутствие ОСАГО – отсутствие возможности зарегистрировать и эксплуатировать свой автомобиль. Кроме того, в ПДД есть пункт 2.1.1, который обязывает предоставлять полис ОСАГО при проверке документов, а пункт 11 приложения 3 к ПДД запрещает эксплуатацию ТС без ОСАГО.

КоАП тоже не обошел вниманием вопрос технического осмотра. Статья КоАП 12.1 ч 2 налагает штраф на водителя в размере 500 – 800 рублей за управление без прохождения техосмотра. Правда, штраф распространяется только на водителей такси, автобусов и ТС для перевозки опасных грузов. Большая часть водителей грузовых автомобилей на текущий момент ответственности не несет. Но с 27 июля 2020 года появится дополнение к статье 12.1 – за управление ТС без оформленной диагностической карты штраф 2000 рублей, с комментарием, что максимум раз в сутки. Но каждый день…

Ответственность юридических лиц, как водится, выше и строже. Статьей 12.31 ч 1 за выпуск на линию транспортного средства без технического осмотра предусмотрен штраф в размере 50 000 руб. На должностное лицо за то же деяние налагается штраф 500 руб.

При этом законодательство в отношении технического осмотра меняется не менее динамично, чем в тахографическом контроле и следующим летом, с 8 июня 2020 года, ожидаются существенные изменения в самом подходе к проведению диагностирования. Уйдет бумажный вариант диагностической карты, ее будут формировать непосредственно в системе техосмотра (ЕАИСТО), процесс техосмотра будут фиксировать на фото с указанием координат и времени, появится понятие пропускной способности станции техосмотра, текущие штрафы увеличатся минимум вдвое и появятся новые.

Что именно изменится с практической точки зрения покажет только время и опыт.

Источник: atoldrive.ru