Чтобы не быть наказанным за непропуск пешехода (штраф, напомним, составляет 1500 рублей), водителю необходимо не вынуждать его останавливаться, ускоряться или отскакивать в сторону, дабы не оказаться под колесами.
Надо отметить, что это мнение ГИБДД основывается на решении Верховного суда восьмилетней давности и, по сути, новым ни для кого не является. Тем не менее, для сотрудников дорожно-патрульной службы высшая судебная инстанция — не указ, и каждый инспектор трактовал нормы ПДД по-своему.Перед переходом можно не останавливаться, если идущий по нему пешеход не имеет шанса оказаться на пути машины?
Понять, потребовалось пешеходу уворачиваться или нет, не всегда возможно. Например, если человек идет спокойно, и водитель рассчитал, что в момент проезда им «зебры» их пути не пересекутся, но пешеход вдруг решил резко ускориться (скажем, увидел подходящий к остановке автобус нужного ему маршрута). В этот момент все расчеты водителя летят коту под хвост. Из-за отсутствия единого понимания было очень много споров вокруг алгоритма работы одной из первых систем, которая в автоматическом режиме фиксировали непропуск пешехода на Нижегородской улице в Москве и рассылала водителям штрафы. Водитель считал, что он успевал проскочить до того, как пешеход окажется у него на пути, но система с ним не соглашалась.
Понимая, что разночтения в оценках полностью не искоренить, в конце циркулярного письма сотрудникам Госавтоинспекции при выявлении правонарушений такого рода рекомендовано «использовать средства видеозаписи либо по возможности истребовать объяснения пешеходов».
Иными словами, одним из доказательств могут быть слова самого пешехода о том, пришлось ему уворачиваться или нет. Конечно, субъективизм и здесь не исключен. Водителям же можно посоветовать лишний раз перестраховаться и притормозить. В расчет надо брать не только скорость пешехода в данный момент, но и то, что он в любой момент может побежать, а то и прыгнуть под колеса. В конце концов, штраф — это не самая большая проблема.