С 1 января граждане смогут зарегистрировать новый автомобиль прямо в автосалоне без посещения ГИБДД. Соответствующее постановление, как выяснил «Ъ», подписал премьер Дмитрий Медведев. Документ вступит в силу одновременно с законом «О государственной регистрации транспортных средств». Новую услугу клиентам смогут предоставить не все автодилеры, а только включенные в полицейский реестр специализированные организации, имеющие специально обученных для осмотра машин сотрудников.
«Ъ» удалось ознакомиться с текстом постановления правительства № 1764 от 21 декабря 2019 года «О государственной регистрации транспортных средства в регистрационных подразделениях ГИБДД». В аппарате Белого дома «Ъ» подтвердили, что документ подписан премьером Дмитрием Медведевым. Постановление вступит в силу 1 января 2020 года с принятым еще в 2018 году законом «О государственной регистрации транспортных средств».
Основное нововведение — возможность получить свидетельство о регистрации (СТС) и государственные регистрационные знаки (ГРЗ) на новый автомобиль прямо в автосалоне.
Услугу смогут предоставлять гражданам компании, получившие статус специализированной организации и включенные в государственный реестр МВД (он будет опубликован на сайте ГИБДД). Осматривать транспортные средства и проверять документы у владельца машины будет ответственный сотрудник автосалона. Всю информацию с результатами осмотра компания передаст в подразделение (документы нужно будет хранить три года) через портал госуслуг. ГИБДД проверит сведения и примет решение о допуске автомобиля к движению. Сотрудник автосалона сможет получить в подразделении СТС и номера для передачи автовладельцу. Предельная стоимость этой услуги составит 500 руб., тарифы ограничены приказом ФАС от 12 апреля № 448/19.
Важные изменения касаются номеров. Вводятся два новых понятия: государственный регистрационный номер (ГРН, состоит из сочетаний букв и цифр) и государственный регистрационный знак (ГРЗ, железная пластина, на которой печатается ГРН).
Вводится привязка кода региона в номере к месту регистрации владельца.
К примеру, жители Республики Коми и Севастополя смогут получить номера с кодом 11 и 92 соответственно независимо от того, где регистрируют машину. Причем если гражданин обратится в подразделение по региону регистрации, у него будет выбор: получить знак по стандартной процедуре (как сегодня) или напечатать в фирме, имеющей статус изготовителя номеров (для них создадут отдельный реестр). При обращении в подразделение «неродного» региона, например когда москвич регистрирует автомобиль во Владивостоке, напечатать ГРЗ можно будет только у частника. При продаже автомобиля номер можно сохранить за собой в течение года (для установки на другую машину), по окончании этого срока ГРН переходит в резерв. Номера типа «Транзит» остаются для случаев, когда машина снимается с учета в РФ и уезжает за пределы страны в связи с продажей иностранному гражданину и юрлицу.
Вводится также запрет на регистрацию транспортных средств на лиц младше 16 лет. Нередко граждане регистрируют машины на несовершеннолетних детей, поскольку тех нельзя привлечь к ответственности как собственников ТС (при получении штрафа с камеры).
С шести месяцев до одного года увеличивается срок, в течение которого можно регистрировать в ГИБДД автомобиль, временно ввезенный в РФ из другого государства. Вводится также особый порядок регистрации заводских прототипов новых моделей, которые проходят испытания на дорогах общего пользования перед выходом на российский рынок.
Подробности процедур запишут в регламенте МВД (будет закреплен ведомственным приказом), который находится на регистрации в Минюсте, он также вступает в силу с 1 января. В этот же день вступят еще пять приказов МВД и еще четыре постановления правительства, на которые ссылается новый закон. В документах подробно описаны порядок изготовления ГРЗ, требования к дополнительной маркировке, требования к сотрудникам автосалонов, которые будут осматривать машины, порядок включения автодилеров и изготовителей номеров в реестр МВД и другие нюансы.
«Дилеры пока не получали разъяснений по поводу проведения процедуры регистрации автомобилей, — заявил “Ъ” гендиректор группы компаний “Автоспеццентр” Денис Петрунин.— Можно предположить, что вступление закона в силу будет отложено, на организацию технических и бизнес-процессов дилерам потребуется определенное время. Мы еще не получали статус специализированной организации, но, когда процедура получения данного статуса станет ясна, мы, конечно, рассмотрим вариант организации сервиса в наших дилерских центрах». «В настоящий момент правовая и техническая базы не до конца готовы, — добавляет операционный директор АГ “Авилон” Александр Никонов.— Однако мы принимаем участие в ряде пилотных проектов. Мы начнем участвовать в процедуре регистрации нового автомобиля, как только появится такая возможность».