АТК
НОВОСТИ

А нужен ли тахограф? И что будет если…

Тезисно о чём пойдёт речь в материале:

  • в России разрешено 2 вида тахографа – тахограф по соглашению ЕСТР и тахограф с СКЗИ по 36 приказу Минтранса;
  • обязанность оснащения ТС тахографами с блоком СКЗИ и соблюдения режимов труда и отдыха установлена Федеральным законом 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения»;
  • подзаконными актами, которыми установлены требования к тахографам, правилам условия, обслуживания, этапам оснащения и т.д являются приказы Минтранса №36 и №273;
  • документ, который устанавливает особенности режима труда и отдыха водителя – приказ Минтранса №15;
  • все модели оборудования (карты, тахографы, блоки СКЗИ) и мастерские, имеющие право работать с тахографами, соответствующими 36 приказу (с блоком СКЗИ) учтены ФБУ Росавтотранс в специальных перечнях и находятся в открытом доступе;
  • нарушение правил использования тахографов, в том числе отсутствие блока СКЗИ при работе на внутрироссийских перевозках – квалифицируются как административное правонарушение статьи 11.23 КоАП, ч.1 и ч.2;
  • нарушение времени управления ТС и отдыха от такого управления – нарушение КоАП 11.23, ч 3. При этом ответственность распространяется не только на водителей, но и на его работодателя.
На текущий момент в России разрешены к эксплуатации 2 вида тахографов:
1. Тахографы с блоком СКЗИ, соответствующие 196-ФЗ и 36 приказу Минтранса

Требования к тахографам и их установке на ТС, осуществляющие перевозки на территории РФ, регулируются Федеральным законом № 196 «О безопасности дорожного движения» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
2. Контрольные устройства (тахографы), соответствующие ЕСТР

(Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки). Требования к тахографам и их установке на ТС, осуществляющие международные перевозки, регулируются Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки и Федеральным законом № 127 «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
Главное, что нужно помнить:
Тахографы, соответствующие ЕСТР, эксплуатируются при международных перевозках.
Тахографы с блоком СКЗИ при внутрироссийских автомобильных перевозках.

Подробней рассмотрим вопрос обязанности оснащения тахографами при осуществлении внутрироссийских перевозок.
При этом надо понимать, что вопрос содержит в себе два подвопроса:
  1. оснащение тахографами и соблюдение режимов труда и отдыха;
  2. штрафы.
Оснащение и соблюдение
Обязанность оснащать свои ТС (транспортные средства) тахографами и соблюдать режимы труда и отдыха установлена Федеральным законом от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ в части 1 статьи 20:

Статья 20.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам при эксплуатации транспортных средств:
1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:
...
- соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

Режим труда и отдыха установлен «Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей согласно приложению», утвержденным приказом Минтранса от 20 августа 2004 г №15. В соответствии с этим документом режим труда и отдыха соблюдают все водители, работающие по трудовому договору на ТС, принадлежащих резидентам РФ, за некоторым исключением (водители, занятые на международных перевозках, а также водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей и тех, кто работает в составе вахтовых бригад).
- оснащать транспортные средства тахографами.
Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Минтранс в свою очередь выпустил 2 приказа:

  1. Приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства";
  2. Приказ Минтранса РФ от 21 августа 2013 г. N 273 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами"
Приказ Минтранса №36 устанавливает:

1. Требования к тахографам:
a. Состав
b. Функции тахографа
c. Режимы работы
d. Требования к конструкции
e. Требования к картам тахографа
f. Требования по защите информации
g. Требования при выпуске, активизации, эксплуатация и утилизации тахографов, СКЗИ и карт
h. Выгрузка данных на внешние носители
2. Категории и виды ТС, которые нужно оснащать тахографами:
a. Автобусы категорий М2 и М3
b. Грузовые автомобили категорий N2 и N3
3. Исключения из оснащения:
a. ТС международных перевозок, оснащенные тахографами ЕСТР b. троллейбусы c. спецтранспорт
d. военные e. оперативные
f. старше 30 лет
g. учебные
h. испытательные
4. Правила использования, где устанавливаются:
a. Пользователи тахографов: i. Водитель ii. Транспортное предприятие
iii. Контролер
b. Требования к учету тахографов, карт и блоков СКЗИ c. Обязанности водителя
d. Обязанности транспортного предприятия
5. Правила обслуживания, где устанавливается порядок выполнения мастерскими процедур:
a. Ввод в эксплуатацию
b. Техническое обслуживание c. Ремонт тахографа
d. Замена тахографа, блока СКЗИ e. Вывод из эксплуатации тахографа, блока СКЗИ
6. Правила контроля работы тахографов для:
a. Мастерских
b. Транспортных предприятий.


Приказ Минтранса №273 устанавливает порядок оснащения ТС тахографами.

Установлены следующие этапы для:
• автобусов категорий М2 и М3, используемых для перевозки пассажиров, - до 1 июля 2014 г;
• Грузовых автомобилей категорий N2 и N3, используемых для перевозки опасных грузов, - до 1 апреля 2014 г;
• Грузовых автомобилей категории N3, предназначенных для междугородных перевозок, - до 1 июля 2014 г
• …
• …
• ТС категорий N2, N3, M2, M3, оснащенных аналоговыми контрольными устройствами, - до 1 июля 2016 г
• ТС категорий N2, N3, М2 и М3, оснащенные ранее изготовителями ТС до 01.04.2014 тахографами ЕСТР, до 1 января 2018 года
• Автобусов категорий М2, М3, осуществляющих пригородные регулярные перевозки, - до 17 апреля 2019 г (В редакции проекта приказа Минтранса, который гармонизирует требования с Постановлением Правительства №382 от 30.03.2019)
• Автобусов категорий М2, М3, осуществляющих городские регулярные, - до 1 июля 2020 г. (В редакции проекта приказа Минтранса, который гармонизирует требования с Постановлением Правительства №382 от 30.03.2019).

Штрафы
С требованиями мы разобрались. Теперь попытаемся разобраться с главным вопросом, который волнует всех тек, кто эксплуатирует транспорт, подпадающий под обязанность оснащения и соблюдения. Что будет, если не оснащать и не соблюдать?

А будет вот что:
С 1 ноября 2019 года вступает в силу новая редакция статьи КоАП 11.23 «Управление транспортным средством или выпуск на линию транспортного средства без тахографа, несоблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение режима труда и отдыха водителей», в которой предусмотрены административные штрафы как за отсутствие, так и за несоблюдение.

Сначала разберемся с отсутствием тахографа. Цитата из редакции КоАП, вступающей в силу с 1 ноября 2019:
1. Управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях.
2. Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства»

Как видно из текста статьи, предусмотрена ответственность как за отсутствие тахографа, так и за нарушение установленных НПА РФ требований к использованию тахографов.

Если отсутствие тахографа выявить несложно, то что такое нарушение требований к использованию тахографа – вот тут у многих возникает вопрос.

Законодатель такой формулировкой дал совершенно однозначную отсылку к 2 документам. В случае международных перевозок, это один из разделов Соглашения ЕСТР, в случае внутрироссийских перевозок – это третье приложение к приказу Минтранса №36, которое мы разобрали чуть выше.

Выглядит оно вот так:

ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАХОГРАФОВ, УСТАНОВЛЕННЫХ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

И содержит в себе, как мы уже говорили:
1. правила использования, где устанавливаются:
a. пользователи тахографов:
i. водитель;
ii. транспортное предприятие;
iii. контролер;
b. требования к учету тахографов, карт и блоков СКЗИ;
c. обязанности водителя;
d. обязанности транспортного предприятия.

Если смотреть подробней, то можно выделить основные положения, за нарушения которых может оштрафовать инспектор:
  • на ТС установлен, активизирован и используется один тахограф, соответствующий приказу №36 и данные о котором есть в перечне сведений о модели тахографов (на сайте ФБУ «Росавтотранс»);
  • тахографе активизирован и используется один блок СКЗИ тахографа, который соответствует приказу №36 и данные о котором есть в перечне сведений о моделях блоков СКЗИ тахографа;
  • в тахографе используются карты (водителя, мастерской, предприятия, контролеров), соответствующие приказу №36 и данные о которых есть в перечне сведений о моделях карт.
Кроме того, обратите внимание на перечень требований отдельно к водителям и предприятиям.

Водители ТС, согласно этому приложению, обязаны:
  • перед началом движения вставить карту водителя в левый слот карты тахографа и ввести PIN-код карты;
  • изъять карту из слота тахографа при завершении времени управления ТС
  • о требованию контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя и по их требованию выводить на печать информацию;
  • не использовать загрязненную или поврежденную карту водителя;
  • не извлекать карту во время движения автомобиля;
  • не использовать карту с истекшим сроком действия;
  • обеспечить эксплуатацию тахографа в соответствии с 36 приказом и инструкцией производителя тахографа.
Водителям запрещается:
  • осуществлять перевозку с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом;
  • использовать тахограф, срок эксплуатации которого закончился;
  • использовать тахограф, у блока СКЗИ которого закончился срок эксплуатации;
  • использовать тахограф не включенный в перечень моделей тахографов на сайте ФБУ Росавтотранс;
  • блокировать, корректировать, модифицировать или фальсифицировать информацию, зарегистрированную тахографом;
  • уничтожать распечатки и данные, хранящиеся в тахографе и на карте водителя;
  • использовать не поверенный тахограф.
В случае, если с картой что-то случилось (сломалась, неправильно работает, потеряна, украдена) в течение 7 календарных дней водитель должен заказать новую карту. В распечатку тахографа водитель может вносить данные, заверенные подписью.

Транспортные предприятия:
  • устанавливают, обслуживают, ремонтируют и проверяют тахографы в мастерских, внесенных ФБУ Росавтотранс в перечень мастерских. Причем делают это своевременно;
  • обеспечивают эксплуатацию тахографов в соответствии с 36 приказом и инструкцией производителей;
  • обеспечивают наличие у водителя бумаги для распечаток;
  • выгружают данные с карты водителя каждые 28 дней;
  • хранят данные с карт водителей в течение года;
  • хранят снятые блоки СКЗИ (при выводе из эксплуатации тахографа) в течение года;
  • уведомляют ФБУ Росавтотранс об утилизированных тахографах и блоках СКЗИ;
  • обеспечивают наличие в ТС руководства по эксплуатации тахографа.
В предыдущей версии статьи 11.23 КоАП предусмотрена ответственность за несоответствие тахографа установленным требованиям, теперь же, начиная с ноября, устанавливается отсылка к конкретным требованиям. Например, если написано в приложении к 36 приказу, что водителю запрещено использовать тахограф, не включенный в перечень ФБУ Росавтотранс, значит это нарушение и подлежит административному наказанию, согласно КоАП.

За отсутствие тахографа и за нарушение вышеизложенных правил статьей 11.23 КоАП с 1 ноября предусмотрены следующие штрафы:
Моисеев подчеркнул, что такое снижение возможно только в исключительных случаях: например, для водителя моложе 50 лет, который живет в Центральной России, имеет водительский стаж 30 лет и ни разу не был виновником ДТП. На его машине при этом должен быть установлен тахограф. Для таких «идеальных» водителей стоимость полиса ОСАГО может, по подсчетам Минфина, составить около 2,5 тыс. рублей, сказал замминистра.

Источник: auto.mail.ru