АТК
НОВОСТИ ЛАЙВХАК

Тонировка: какая строго запрещена и что все-таки можно

Говорят, любовь наших сограждан к тонировке продиктована генетической памятью. Мол, темные стекла создают приватность, которой всегда не хватало советским людям. Так ли это, пусть спорят историки с психофизиологами. А что про тонировку говорят юристы?
А юристы с инженерами давно запретили затемнять стекла в автомобиле. Некоторое послабление россиянам, правда, все же оставили. Техрегламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» указывает, что «светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должно составлять не менее 70%».

70% — это много или мало? Для тех, у кого во главе угла имидж, однозначно мало! На глаз затемненные в соответствии с требованиями регламента стекла едва заметны. Чтобы было понятно: даже обычное чистое автомобильное стекло задерживает около 10-15% света (то есть его светопропускание — 85-90%).

image
Так называемые атермальные стекла, которые ставят на конвейере на некоторые модели (их можно узнать по слегка голубоватому или зеленоватому оттенку), задерживают около 15-20%, то есть едва укладываются в норматив.

Даже запыленное стекло в нормы светопропускания может не уложиться.


Штраф невелик, а номера не снимают
Тем не менее, это не мешает многим противникам «аквариумов» закатывать машину в черную пленку по кругу. Встречаются индивиды, которым и этого не хватает, и тогда стекла тонируют... в 2 слоя!

Санкции за чрезмерное затемнение сугубо символические — штраф 500 рублей по части 3.1 статьи 12.5 КоАП РФ

Поклонников брутального имиджа 500-рублевым штрафом не остановишь. Еще несколько лет назад сотрудники ГИБДД решали проблему довольно успешно, снимая с тонированной машины номера. Потом закон смягчили, что многие восприняли как команду к действию. Впрочем, стражи дорог не сидели сложа руки и нанесли контрудар.

За тонировку сажают, но не везде
По новой схеме водителю, в первый раз остановленному за чрезмерно темные стекла, вручается не только постановление о наложении штрафа, но и письменное требование об устранении нарушения законодательства. Документ выдают под личную роспись. Можно отказаться от автографа, но сути дела это не меняет.

Если после этого водителя остановят в следующий раз, и стекла по-прежнему будут затонированы, то вместо назначения очередного 500-рублевого штрафа его отправят в суд за «неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции» по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ. А вот здесь наказание символическим уже не назовешь.

Судья вправе назначить упрямцу до 15 суток административного ареста.


Как оказалось, и пары дней за решеткой для многих вполне достаточно для «просветления» (в прямом и переносном смыслах слова). Справедливости ради, эта практика, хотя и вытекает из норм федерального законодательства, работает не во всей стране.

image
В столичном регионе, Санкт-Петербурге и ряде других областей на такие радикальные меры, как «посадки» за неправильную тонировку, руководители Госавтоинспекции не решились. Слишком много на дорогах этих регионов небожителей, конфликтовать с которыми себе дороже. Фото: depositphotos.com

Как измеряют светопропускание?
Хотя превышение видно и невооруженным глазом, для наказания нужны конкретные цифры. Степень затемнения определяют люксометром. Он имеется на вооружении сотрудников ГИБДД. Модели разные, следовательно, и условия измерений тоже неодинаковые.

Самые древние люксометры были требовательны к условиям измерения (обязательны плюсовая температура, отсутствие открытого солнца и пр.), а современные гораздо более универсальны. Обязательное требование для всех одно: они должны быть внесены в госреестр средств измерения и иметь свидетельство о поверке. Документы должны быть у сотрудников ГИБДД.

Новых «обманок» не придумали
Вечный вопрос: можно ли обмануть инспектора, да еще и с прибором? Можно. Рецепты давно известны: от опускания стекол перед постом ДПС до весьма технологичных способов. Первый вариант всерьез не рассматриваем. Второй, основанный на использовании электрохромных стекол, как, например, крыша у концептуального Lincoln Continental, вполне рабочий. Нажали кнопку — стекла затемнились, еще раз нажали (например, когда остановил инспектор) — и они опять прозрачны.

Идея электрохромных стекол — отличная, вот только стоимость у них запредельная


Самый распространенный способ — шторки или съемная тонировка. Их можно быстро демонтировать, если остановит сотрудник полиции. К тому же стоит этот вариант копейки. Увы, эстетически они устраивают далеко не всех. Ну а главное, что инспекторы тоже не лыком шиты и знают, как оштрафовать хитреца, заслонившегося шторками.

image
Есть шторки? Инспекторы ДПС первым делом после остановки машины фотографируют ее, пока водитель не успел сориентироваться. Доказательство нарушения остается, даже если водитель сдвинет ткань.

Сами себе все портите

Что бы ни говорили любители темных стекол, большого практического смысла в тонировании нет. Да, меньше нагревается салон. Да, оставленные вещи меньше привлекают злоумышленников. Но стоит задуматься, почему не тонируют машины, например, в южноевропейских или арабских странах, где климат на порядок жарче, да и с преступностью дела не лучше?

При этом то, что вместе с задержанным светом ровно на столько же снижается видимость водителем окружающей обстановки — это аксиома. Аргументы типа «а мне все видно» всерьез не рассматриваются, ведь природу не обманешь. Так что в конечном счете из-за тонировки всегда страдает безопасность.

image