На первый взгляд, «десятые» годы изменили нашу повседневную жизнь за рулем не слишком кардинально. Но автомобилей вокруг становится больше, повышаются требования к их учету и безопасности. Неуклонно растут цены на сами автомобили, на их обслуживание, на топливо, услуги страховых компаний...
Неудивительно, что государство регулярно меняет и штрафы в сторону увеличения. На словах чиновники всегда декларируют верховенство идеи профилактики и предупреждения нарушений ПДД над наполняемостью бюджета поступлениями от штрафов. Но зачастую повышение штрафов выглядит не как осмысленная стратегия по снижению травматизма на дорогах, а как банальная индексация, направленная на создание так называемой штрафной экономики.
Падение курса рубля, которое мы наблюдали все последнее десятилетие, заставляет власти компенсировать прежний уровень штрафных поступлений в бюджеты регионов.
К тому же государственная машина придумывает все новые способы увеличить собираемость штрафов. Сегодня разговор идет уже о том, чтобы законодательно разрешить автоматическое списание штрафов за нарушения ПДД со счетов нарушителей.
Индексация штрафов — правда или миф?
Не желая оказаться пристрастными, мы решили принять теорию «индексации штрафов» за требующее проверки предположение. Мы сравнили штрафные санкций за наиболее популярные среди автовтовладельцев нарушения ПДД в 2009 и 2019 году. А заодно, исходя из опубликованной статистики ГИБДД, мы определили десять самых часто фиксируемых нарушений ПДД в России.
Ответственность по многим наиболее часто фиксируемым нарушениям увеличилась в пять и более раз. И это при том, что доходы многих россиян в валютном эквиваленте за десять последних лет не увеличились, а напротив — снизились. Особенно это касается наиболее активной с экономической точки зрения категории граждан — участников дорожного движения.
Поводов для штрафа тоже стало больше
За десять прошедших лет КоАП прирос дополнительными статьями, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. В Кодексе появились ранее и вовсе невиданные цифры штрафов. Суммы в 3000, 5000 и даже 10 000 рублей — для КоАП уже пустяки.
Отказ от медицинского освидетельствования на предмет алкогольного опьянения, помимо прочих санкций, грозит штрафом в 30 000 рублей. За некоторые нарушения в сфере грузоперевозок накажут штрафом до 150 000 рублей.
Штрафом-рекордсменом, если говорить о нарушениях ПДД, стали 300 000 рублей: штраф, накладываемый на юридическое лицо — владельца припаркованного на газоне транспортного средства.
Данных за 2019 год еще нет, но по итогам 2018 года ГИБДД отчиталась о 129 млн постановлений, по которым собрано порядка 114 млрд рублей. Неуклонно растет и количество камер фиксации. Ежегодно их становится чуть ли не на 20% больше. При этом в обоснованиях к установке дополнительного оборудования вместо предполагаемого количества предотвращенных ДТП зачастую беззастенчиво указываются суммы, на которые возрастут «штрафные» сборы на данном участке дороги. И это, увы, уже норма.
Что же касается сокращения числа ДТП и, как следствие, снижения числа погибших и пострадавших в них людей, то это — единственное, что заставляет хоть как-то мириться с имеющейся штрафной практикой.
В 2009 году в России зарегистрировано 203 603 ДТП, в которых погибли 26 084 человека.
Начиная с 2012 года количество ДТП и пострадавших начало неуклонно снижаться. По итогам 2018 года ГИБДД смогла отчитаться о 168 тысячах ДТП и около 18 тыс. погибших в них.
За снижение числа пострадавших в ДТП стоит благодарить не только рост числа камер, которые, чего уж греха таить, в известной степени обеспечивают ту самую неотвратимость наказания за нарушения Правил. Факторов много. Это и возросшее качество дорог в мегаполисах, и снижение общей скорости потока из-за увеличения трафика. Но многие эксперты склоняются к выводу, что все-таки и правда чем выше штрафы — тем безопаснее дороги.