Подробней об изменениях
Положения Федерального Закона №196 «О безопасности дорожного движения», вступившие в силу 1 ноября 2019 года, обязывают физические лица, эксплуатирующие грузовики с разрешенной максимальной массой от 3,5 тонн и автобусы, оснащать транспортные средства тахографами.
Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами физических лиц, правила их использования, обслуживания и контроля их работы как раз и устанавливаются Минтрансом, согласно Постановлению Правительства №1213 от 23 ноября 2012 г.
Приказ 339 вносит изменения в уже давно работающие приказы Минтранса:
- Приказ Минтранса России от 13.02.2013 N 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства»;
- Приказ Минтранса России от 21.08.2013 N 273 (ред. от 30.01.2018) «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами».
На первый взгляд приказом вносится слишком много изменений, но в целом, их можно разделить на 2 группы:
- Изменения, связанные с обязанностью физических лиц оснащать свои ТС тахографами;
- Приведение приказов Минтранса в соответствие с ПП №382 от 30 марта 2019 года (оснащение тахографами автобусов в регулярном сообщении).
Далее раскроем каждый из пунктов подробнее.
Оснащение тахографами ТС физических лиц
Приказ Минтранса 339 корректирует приказы Минтранса в части обеспечения возможности оснащения тахографами транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Изменения начнут действовать с момента вступления в силу приказа, а именно с 15 декабря 2019.
Требования об оснащении внесены в 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» Федеральным законом № 386-ФЗ. Подробней с внесенными изменениями можно ознакомиться в статье.
Порядок оснащения, утв. 273 приказом Минтранса, дополняется пунктами, устанавливающими срок оснащения транспортных средств физических лиц. Предусматривается введение этапов оснащения исходя из категории транспортного средства и его экологических характеристик.
Таким образом оснащение тахографами транспортных средств (кроме ТС, исключенных приказом 36), производится:
В 36 приказ внесено большое количество точечных изменений, которые направлены на решение трёх основных задач:
- обеспечение возможности оснащения тахографами грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов, эксплуатируемых физическими лицами:
- обеспечение возможности использования функционала тахографа, требующего применения карты предприятия владельцу транспортного средства, даже если владельцем является физическое лицо:
- обеспечение регистрации тахографом информации о времени управления транспортным средством и отдыха наряду с режимом труда и отдыха водителей транспортных средств, управление которыми входит в их трудовые обязанности, как того требуют положения 196-ФЗ, вступившие в силу с 1 ноября 2019г. Кроме того, в этой части планируются внести изменения и в правила дорожного движения. Проект изменений в ПДД опубликован по адресу: https://regulation.gov.ru/projects#npa=88690 (ID проекта 02/07/02-19/00088690). Ожидаем публикацию Постановления Правительства, которым ПДД будут изменены.
Что касается частностей:
- в тексте приказа появляется формулировка «время управления транспортными средствами и отдыха водителей транспортных средств», предусмотренная федеральным законом, начиная с 01.11.2019;
- вместо понятия «транспортные предприятия» устанавливается понятие «владельцы транспортных средств», которое объединит и транспортные предприятия, и физические лица, владеющие ТС;
- «ежедневные периоды работы» изменяются на «периоды времени управления ТС».
- карта мастерской будет выдаваться только на руководителя мастерской;
- при получении карты водителя больше не будет привязки к адресу работодателя, что в свою очередь может отменить такой документ, как ходатайство с места работы, а также изменить содержание заявления на выпуск карты;
- карту предприятия сможет получить владелец транспортного средства, кем бы он ни являлся, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или частным лицом;
Изменения, касающиеся регулярных перевозок пассажиров
Мы обсудили изменения, которые касаются оснащения тахографами транспорта физических лиц. Но изменения, которые вносит 339 приказ касаются не только этой темы.
Весной этого года Постановлением Правительства №382 от 30 марта 2019 года «О категориях, оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий» (далее ПП382) был установлен срок для городских регулярных пассажирских перевозок, отличный от срока, указанного в приказе Минтранса №273. Этим же Постановлением Правительство обязало Минтранс изменить свои нормативные акты в соответствии в ПП 382. Об этом мы уже писали ранее, ознакомиться с текстом можно по ссылке.
Второй блок изменений, которые принес Приказ Минтранса №339 в приказы 36 и 273, как раз и касается приведения в соответствие с ПП382. В частности, в Категории и виды ТС, оснащаемых тахографами (Приложение №2 к 36 приказу) добавляется еще один вид транспорта, а именно:
«Транспортные средства, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2019 г. № 382 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий»
В 273 приказе, соответственно, изменяется срок оснащения таких ТС. Теперь вместо даты оснащения в приказе указана ссылка то, что дата установлена в Постановлении. А установлена она на 1 июля 2020 года.
Все изменения, которые мы рассмотрели в статье, вступают в силу 15 декабря 2019 года, именно с этого момента контролирующие органы имеют право проверять наличие тахографа у физического лица, эксплуатирующего автобус категории М3 (9 и более пассажирских мест, максимальная масса больше 5 тонн) и с неустановленным экологическим классом.